УКРАИНА—РОССИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ГАЗОВОЙ ДИЛЕММЫ НА ОСНОВЕ ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА  

Даниил КУРДЕЛЬЧУК, Александр МАЛИНОВСКИЙ, Инна НОВАК
"Зеркало Недели" (Украина), № 49, 17 декабря 2005 года
(с сокращениями)

В последнее время все больше накаляются страсти в газовом сегменте украинско-российских отношений. Украинская сторона пытается отстоять ранее согласованные условия сотрудничества, в соответствии с которыми ставка платы за транзит российского газа составляет 1,09375 долл. США за 1 тыс. кубометров газа на 100 км, а цена газа, поставляемого в оплату транзитных услуг, — 50 долл. США за 1 тыс. кубометров. Такая позиция жестко отвергается российской стороной, настаивающей на повышении цены на газ до 220—230 долл. США, а ставки платы за транзит — до 1,75 долл. США и утверждающей при этом, что незаключение межправительственного газового протокола на 2006 год на указанных условиях создаст правовой вакуум в регулировании украинско-российского сотрудничества в газовой сфере.

В то же время все отчетливей проявляется тенденция, при которой юридическая логика в переговорах по газовым вопросам между Украиной и Россией уступает место эмоциям и страстям. Не в последнюю очередь потому, что позиция Украины с юридической точки зрения является достаточно аргументированной, а навязать свое мнение российская сторона пытается грандиозной по размаху психологической атакой на Украину.

Урегулирование украинско-российских газовых отношений на 2006 год является вопросом одновременно политическим и коммерческим. Именно поэтому он должен быть решен спокойно, без излишних эмоций, с использованием методов и инструментов, соответствующих европейским стандартам и принципу верховенства права.

Во-первых, установление ставки платы за транзит и цены на газ в ежегодных межправительственных протоколах — это по существу и по форме политическое решение газового вопроса. Оно было внедрено в практику украинско-российских отношений в 2000—2001 годах прежде всего из-за существовавшего в тот период стремления правительства Российской Федерации осуществлять эффективный контроль над «Газпромом», руководимым Р.Вяхиревым. До этого, в соответствии с межправительственным украинско-российским Соглашением по экспорту российского природного газа в Украину и его транзиту через территорию Украины в европейские страны, заключенным в 1994 году, вопрос установления ставки платы за транзит и цены на газ, поставляемый в Украину, решался на коммерческом уровне — в соответствующих контрактах, заключаемых НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром». В частности, статья 5 указанного соглашения 1994 года прямо устанавливала, что стороны (т.е. правительства Украины и РФ) поручают ПО «Укргазпром» (правопреемником которого является НАК «Нафтогаз України») и РАО «Газпром» подписать контракты, в которых будут согласованы годовые объемы, коммерческие и технические условия транзита и экспорта российского газа. В статье 11 также предусматривалось, что расчеты за газ и услуги по его транзиту и хранению производятся на основании взаимно согласованных цен в долларах США, при этом порядок платежей должен определяться контрактами хозяйствующих субъектов. Таким образом, ежегодные межправительственные протоколы являются политической надстройкой механизма украинско-российского сотрудничества в газовой сфере, в основе которого лежат коммерческие контракты между «Нафтогазом» и «Газпромом».

Во-вторых, сегодня внимание многих сконцентрировано на том, когда Украина и Россия подпишут межправительственный газовый протокол на 2006 год. Мы же предлагаем посмотреть на ситуацию под иным углом и дать ответ на другой принципиально важный вопрос: что произойдет в случае, если газовый межправительственный протокол на 2006 год подписан не будет и, в частности, будут ли продолжать действовать существующие коммерческие контракты между «Нафтогазом» и «Газпромом»?

С одной стороны, можно согласиться с мнением «Газпрома» о том, что в соответствии со статьей 2 соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины от 4 октября 2001 года, объемы транзита российского газа по территории Украины, а также размеры платежей в денежной форме и/или объемы поставок газа в оплату транзита уточняются на основе ежегодных межправительственных протоколов на соответствующий год.

С другой стороны, указанное соглашение от 4 октября 2001 года не предусматривает прекращение коммерческих контрактов между «Нафтогазом» и «Газпромом» в случае, если ежегодный межправительственный протокол не будет заключен. Более того, Соглашение о гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины от 22 декабря 2000 года (которое вместе с соглашением от 4 октября 2001 года составляет единый юридический пакет межправительственных договоренностей в газовой сфере) предусматривает в статье 11, что межправительственные договоры в газовой сфере, заключенные в 2000-2001 годах, дополняют Соглашение по экспорту российского природного газа в Украину и его транзиту через территорию Украины в европейские страны 1994 года. А из этого прямо следует, что в случае неподписания межправительственного газового протокола на 2006 год (т.е. в случае недостижения политического урегулирования газового вопроса) будут действовать вышеуказанные положения статей 5 и 11 Соглашения 1994 года. В соответствии с ними применяются ставка платы за транзит и цена на газ, установленные в контрактах между «Газпромом» и «Нафтогазом» (т.е. применяются договоренности, достигнутые на коммерческом уровне). Наконец, если внимательно читать положения статьи 2 соглашения от 4 октября 2001 года, можно обратить внимание на то, что ежегодные межправительственные протоколы не устанавливают, а лишь уточняют соответствующие объемы транзита, размеры платежей и объемы поставок газа в оплату транзита. В таком случае, если указанные вопросы не решены в соответствующем ежегодном протоколе, должны применяться ранее согласованные условия.

Следует обратить внимание на еще один аспект, который, как представляется, ускользает из поля зрения украинской и российской сторон. «Газпром» фактически утверждает, что ежегодные межправительственные протоколы являются юридической основой для коммерческих договоренностей в отношении установления объемов транзита, размеров платежей и объемов поставок газа в оплату транзита. Однако ни один из ранее подписанных ежегодных протоколов (а их было четыре) в силу не вступил, поскольку подлежал ратификации парламентом Украины, но так и не был ратифицирован по ряду причин. Из положений этих протоколов прямо вытекало, что их подписание не означает их вступление в силу. При этом указанные протоколы также не содержали положений о их временном применении. Иными словами, юридически (с точки зрения как международного публичного права, так и национальных законодательств Украины и Российской Федерации) подписанные ежегодные межправительственные протоколы за 2002—2005 годы не были и не могли быть юридической основой для фиксации «Нафтогазом» и «Газпромом» в коммерческих договорах объемов транзита, размеров платежей и объемов поставок газа в оплату транзита, поскольку не вступили в силу. И при этом правительство Российской Федерации ни разу не приостановило транзит и поставки газа в Украину, де-факто соглашаясь с тем, что действуют коммерческие условия, согласованные между «Нафтогазом» и «Газпромом»!

Вышеуказанное дает юридические основания для вывода о том, что в случае неподписания межправительственного газового протокола на 2006 год применяются положения коммерческих контрактов между «Нафтогазом» и «Газпромом».

В связи с изложенным возникает вопрос: каким образом урегулированы и урегулированы ли вообще коммерческие отношения между «Нафтогазом» и «Газпромом» в области транзита и поставок газа на 2006 год?

В своем пресс-релизе от 7 декабря 2005 года «Нафтогаз» сослался на контракт об объемах и условиях транзита российского природного газа по территории Украины на период с 2003 по 2013 годы от 21 июня 2002 года, а также на дополнение №4 к указанному контракту от 9 августа 2004 года. «Нафтогаз» также привел выдержки из дополнения №4, свидетельствующие о том, что на период с 2005 по 2009 год включительно установлена ставка платы за транзит на уровне 1,09375 долл. США и цена газа — 50 долл. США за 1 тыс. кубометров.
Фиксация ставки платы за транзит и цены газа на указанном уровне на пятилетний период имеет под собой четкое обоснование: это не был подарок или уступка Украине, это был элемент механизма урегулирования задолженности «Нафтогаза» перед «Газпромом» в размере 1 млрд. 250 млн. долл. США за полученный в 1997—2000 годах, но не оплаченный российский газ.

Указанный механизм урегулирования задолженности основывался на постановлении Кабинета министров Украины от 6 августа 2004 года №1002 и предусматривал получение «Нафтогазом» аванса от «Газпрома» (и его немедленное возвращение в погашение возникшей задолженности) в счет частичной оплаты в течение 2005—2009 годов услуг по транзиту. Указанный механизм был согласован таким образом, что ежегодно в течение указанного периода Украина получает от «Газпрома» в оплату услуг по транзиту природный газ в объеме, уменьшенном на 5 млрд. кубометров. Таким образом, фиксация на 5-летний период (т.е. на срок погашения соответствующей задолженности) ставки платы за транзит и цены на газ является важным элементом, в том числе юридическим, механизма урегулирования долговых обязательств «Нафтогаза» перед «Газпромом». И любые изменения цены на газ неизбежно затронут баланс интересов, заложенный в основу урегулирования указанной задолженности, а также подымут вопрос о пересмотре соответствующей договоренности.

С другой стороны, положения дополнения №4 в части, касающейся установления ставки платы за транзит и цены на газ в течение 2005—2009 годов, носят общий характер, т.е. распространяются на весь объем транзита и поставок российского газа в Украину в течение указанного периода. Более того, в дополнении №4 прямо предусматривается, что установленные ставка платы за транзит и цена на газ не подлежат изменению сторонами! При этом ни один юридический документ не предусматривает ситуации, при которой одна часть газа будет транспортироваться через территорию Украины на одних коммерческих условиях (для обеспечения урегулирования вышеуказанной задолженности — на условиях дополнения №4), а другая часть — на иных условиях (предусмотренных в межправительственном протоколе на 2006 год) в течение одного и того же периода. Все действующие международные договоры и, следовательно, коммерческие контракты исходят из применения единой ставки за транзит и цены на газ на протяжении определенного временного периода.

Важно отметить и тот факт, что сразу после подписания дополнения №4 «Газпром» в своем официальном пресс-релизе от 11 августа 2004 указал, что «авансовый платеж (в счет погашения задолженности. — Авт.) позволит зафиксировать в течение 2005—2009 годов тариф на транспортировку газа в размере 1,09 долл. за 1000 кубометров на 100 км». При этом, заметим, имеется в виду транспортировка всего объема транзитного газа, а не его части. Хотя аналогичное утверждение о цене на газ в указанном пресс-релизе не содержится, оно вытекает из жестко зафиксированного соотношения цены на газ со ставкой платы на транзит. Иными словами, официальная позиция «Газпрома» на тот период совпадает с официальной позицией «Нафтогаза» на нынешнем этапе!

Подытоживая сказанное, следует отметить, что коммерческие отношения между «Нафтогазом» и «Газпромом» в 2006 году, в случае если межправительственный протокол на 2006 год не вступит в силу, будут урегулированы контрактом от 21 июня 2002 года и дополнением №4 от 6 августа 2004 года.

Воровство газа или законное право на оплату услуг?

Во-первых, в контракте от 21 июня 2002 года есть положение об установлении базового объема ежегодного транзита российского газа через территорию Украины. Это означает, что обеспечение транзита на уровне установленного базового объема является контрактной (т.е. юридической) обязанностью «Газпрома», равно как и «Нафтогаза». Более того, транзит газа в объеме, установленном контрактом от 21 июня 2002 года, гарантирован правительствами Украины и России в соответствии со статьей 1 соглашения от 22 декабря 2000 года и статьями 1 и 3 соглашения от 4 октября 2001 года.

Во-вторых, если «Газпром» прекратит поставки газа в Украину в оплату транзита (напомним, по цене 50 долл. США за 1 тыс. кубометров), то сразу же возникнет вопрос о нарушении «Газпромом» своих контрактных обязательств, поскольку обеспечение «Нафтогазом» транзита российского газа является платной услугой, которая должна оплачиваться «Газпромом». Следует отметить и то, что оплата транзитных услуг «Нафтогаза» гарантирована на международно-правовом уровне правительством России (статья 2 соглашения от 4 октября 2001 года).

Кроме того, в случае прекращения поставок газа в оплату транзита Украина сможет обратиться к статье 7 соглашения 1994 года, устанавливающей, что при общей недопоставке газа российской стороной на российско-украинскую границу объемы транзита и экспорта в Украину сокращаются пропорционально этой недопоставке. Это положение означает, что в случае общей недопоставки газа из-за непоставки газа в оплату транзита украинская сторона может получить оплату своих услуг путем отбора соответствующей части транзитного газа.

Наконец, хотелось бы, чтобы российская сторона прекратила словесную риторику вокруг «воровства» или «несанкционированного отбора» газа Украиной и внимательно, без эмоций изучила положения ею же подписанных межправительственных договоров по газовому вопросу. С момента вступления в силу соглашения от 22 декабря 2000 года отсутствуют какие-либо основания даже для употребления подобных терминов. Указанное соглашение прямо допускает и регулирует ситуацию, при которой украинская сторона может отобрать российский газ сверх объемов, предусмотренных в контрактах между «Нафтогазом» и «Газпромом». Такие отборы называются «сверхконтрактными», а соглашение от 22 декабря 2000 года устанавливает механизм их оплаты путем выпуска Украиной еврооблигаций на сумму, подлежащую согласованию между Украиной и Россией и рассчитываемую по специальной методике, в основу которой заложена цена газа 80 долл. США за 1 тыс. кубометров. Соответствующие положения соглашения от 22 декабря 2000 года могут быть использованы украинской стороной в качестве одного из вариантов решения вопроса о получении оплаты за транзитные услуги в случае прекращения «Газпромом» поставок газа в оплату транзита.


статья в "Зеркале недели" полностью
назад на главную

Сайт создан в системе uCoz